Остеоартроз (что это такое? Как с ним бороться?)

Выделяют стадии остеоартроза:

1. нормальный сустав с хорошо выраженным суставным хрящом, возникает хруст при разгибании сустава (например, в коленных и голеностопных суставах), но не сопровождается болью.

2. ранняя стадия развития остеоартроза - происходят изменения в суставном хряще, хрящ становится более тонким и, как следствие, сужение суставной щели. Появляются «стартовые» боли, дискомфорт, происходящий после так называемого «расхаживания».

3. поздняя стадия - хрящ разрушается, расположенная под хрящом кость уплотняется и деформируется, по краям суставных поверхностей кость разрастается, образуя костные выступы (шипы), которые называются остеофитами.

Наиболее часто остеоартроз возникает в следующих группах суставов:

• дистальные и проксимальные межфаланговых суставов костей;

• коленные суставы;

• суставы позвоночника;

• тазобедренные суставы;

• суставы основания первого пальца кисти и стопы. Остеоартроз подразделяется на первичный и вторичный. Первичный остеоартроз:

• суставы кистей (дистальные межфаланговые суставы - узелки Гебердена, проксимальные межфаланговые суставы - узелки Бушара, основание первого пальца кисти);

• коленные суставы;

• тазобедренные суставы;

• суставы стоп;

• суставы позвоночника;

• генерализованный (поражение трех и более различных суставных групп). Вторичный остеоартроз:

• травма сустава;

• врожденные заболевания тазобедренных суставов;

• нарушение статики суставов (плоскостопие, искривление ног, позвоночника);

• метаболические заболевания (гемохрамотоз, охроноз);

• эндокринные заболевания (акрамегалия, гипотиреогизм, сахарный диабет);

• любой воспалительный процесс в суставе.

• Дистрофические (обычно заканчиваются на «-оз») - артроз, коксартроз, остеоартроз. Ткани сустава постепенно дегенерируют, этот процесс сопровождается болью, ограничением подвижности, деформацией сустава, хрустом при движении. Большую роль в развитии этих заболеваний играет наследственная предрасположенность.

• Воспалительные (обычно заканчиваются на «-ит») - артрит, спондилоартрит, полиартрит + болезнь Бехтерева. Характерна горячая и красная кожа над припухшим суставом, утренняя скованность, ограничение подвижности и деформация суставов. Воспалительные болезни суставов вызываются аутоиммунными, инфекционными и инфекционно-аллергическими причинами, а также нарушением обмена веществ (в полости сустава образуются кристаллы солей).

• коксартроз (дистрофическое поражение тазобедренного сустава), гонартроз (дистрофическое поражение коленного сустава);

Как мы лечим артроз коленного сустава?

При легкой степени артроза достаточно консервативной терапии:

• коррекция плоскостопия,

• правильное питание,

• коррекция веса,

• исключение чрезмерных физических нагрузок.

Профилактическое лечение - это лечебная физкультура, упражнения на разгибание суставов чередующиеся со спокойным периодом. Чтобы не перегружать пораженное место, упражнения проводят сидя, лежа или в воде. Плавание, безусловно, полезно, а вот настоящий спорт исключается. Медикаментозная терапия, позволяющая приостановить разрушение хрящевой ткани. Используются гомеопатические препаратыь и хондропротекторы.

Лечение боли - физиотерапевтическое лечение, противовоспалительная терапия в виде мазей и таблеток.

Для устранения болевого синдрома применяются так называемые параартикулярные блокады - введение лекарства в воспаленные участки сустава, локальная гормонотерапия.

»»» Ортопед-травматолог